Матфея 22:35-46 2023/09/17 Церковь Осака
Во имя Отца, Сына и Святого Бога.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»; и еще: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Он добавил, что эти две заповеди — «одно и то же».
Айсс связал эти две заповеди, сказав, что любить Бога — значит любить ближнего, и что, в свою очередь, любя ближнего, можно упражняться в любви к Богу. Понятно. Но если любить Бога — значит любить ближнего, то любить ближнего — значит любить Бога, — перефразируя, что получается? Разве это не круговой аргумент? Что вообще означают понятия «любить Бога» и «любить ближнего» по отдельности? Если вы этого не знаете, то мы не можем об этом говорить.
В другом отрывке Харистос учит.
»Не судите других, и сами будете судимы. Не судите других, да не судимы будете». …Отпусти его. …Прощайте, и вы будете прощены». Не судить — значит прощать, говорит он.
Распятый Христос показал, что любить — значит прощать. С самых крестных мук Господь молил Бога о тех, кто мучил Его: «Отче, прости их. Отче, прости им. Ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Сам Господь не судил, но прощал и проявлял это в Своем теле как любовь. Любить — это прежде всего «не судить».
Здесь «судить» — не то же самое, что судить по закону. Оно необходимо для обеспечения безопасности и справедливости общественной жизни, для защиты основных прав людей. Напротив, речь идет о том, чтобы «узнать» человека и «оставить его в покое», отложив в своей памяти как «такого-то человека». Мы склонны навешивать на людей ярлыки и «сортировать» их как «таких». У каждого человека есть своя внутренняя форма, которая не проявляется сейчас, история сердца, по которой мы не можем не проливать слез, если знаем ее, что-то скрытое в каждом человеке, что однажды может стать видимым, или что-то новое может быть создано изнутри этого человека «из ничего» и сиять наружу… Но… мы закрываем глаза на эту возможность и «отбрасываем» ее как можно быстрее. Это и есть «суждение». Не смея разбираться в людях, терпеть двусмысленность, воздерживаясь от суждений, ждать и ждать — это и есть «не судить» и первый шаг к «прощать» и «любить».
Кстати, Господь учил этому. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Другая сторона этого — «Возлюби себя, как любишь ближнего своего». Если первый шаг в любви к ближнему — не «судить» его, то и себя надо не «судить». Это значит не разбираться в себе, а выдержать двусмысленность, воздерживаясь от суждения о себе. Прежде чем осуждать себя, говоря: «Я не гожусь», «Я недостаточно хорош», «Я не заслуживаю жизни» или, наконец, «Я не достоин больше жить», необходимо остановиться на этом первом шаге, каким бы болезненным он ни был.
Возможно, некоторые из вас уже заметили это.
Первая заповедь «Возлюби Бога всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею душою твоею» — это тоже о том, чтобы не «судить» Бога, т.е. не «разбирать» Его. Бог — это не вся Библия и не накопленные церковью учения. Бог «неизречен, непознаваем, невидим и неизмерим» (Евхаристическая молитва). Свет Божий сияет из глубины тьмы, где нет конца. Вера — это обращение и погружение в эту неуловимую тьму.
Если мы любим Бога, эту неуловимую тьму, мы не будем осуждать друг друга, созданных по «образу и подобию» Божьему. Начало любви — это любовь к Богу. Страх Божий — начало мудрости, говорят нам Притчи. Иными словами, страх перед Богом — это начало не понимания Бога в ограниченных словах людей, а стыдливости перед тайной Бога, тайной, которую можно назвать только «святой». Только тот, кто испытывает этот трепет, может смотреть взглядом прощения и любви, видя тайну, которая берет начало в Боге, которую нельзя осудить или понять в другом человеке, которого Бог создал по своему образу и подобию. Давайте подождем, не осуждая ни ближнего, ни самих себя. Эта сдержанность является отправной точкой любви.
Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)