21 (22)-е Воскресенье — Проповедь по Евангелию от Луки 16:19–31
2 ноября 2025 года — Осакская церковь
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшняя тема Евангелия — «переворот», «обратное изменение».
Был один нищий по имени Лазарь. Всё его тело было покрыто язвами, и он был настолько изнурён, что, когда приходили собаки лизать гной, он не мог даже отогнать их. Каждый день он сидел у ворот одного богача, который жил в роскоши, и ждал, что, может быть, тот бросит ему хоть крошки со своего стола. Но остатки так и не упали. Вскоре и богач, и Лазарь умерли.
Теперь богач оказался в аду, где пламя горело и мучило его невыносимо. Он поднял глаза и увидел Авраама вдали и воззвал:
«Отче Аврааме! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, пусть омочит конец пальца в воде и остудит мой язык».
Но Авраам ответил:
«Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что желающие перейти отсюда к вам не могут, и оттуда к нам не переходят».
В сегодняшнем Евангелии, хотя положение этих двух людей впоследствии поменялось, ярко показан контраст между тем, кто страдая молил о помощи, и тем, кто, находясь в благополучии, равнодушно смотрел сверху на страдающего.
Нередко говорят, что богач даже не замечал Лазаря у своих ворот. Но это не так. Он знал не только о его существовании — он знал его имя! Ведь из ада он обратился к Аврааму со словами: «Пошли Лазаря ко мне!» — не так ли? Тем самым его вина становится ещё тяжелее, а возмездие — заслуженным и неисправимым. Даже если бы Авраам хотел исполнить его просьбу, между ними лежала уже непереходимая великая бездна.
Может показаться, что просто поменялись местами богач и Лазарь. Но есть существенная разница. При жизни между их «счастьем» и «несчастьем» тоже была пропасть, но её можно было перейти. Богач мог бы в любой момент проявить сострадание, протянуть руку помощи, подать тарелку горячего супа и кусок хлеба. Тем более, что Лазарь ожидал всего лишь крошек со стола — это не требовало бы труда. Но богач сделал вид, что ничего не замечает. И его безжалостность обрекла его после смерти на сторону «несчастья». Теперь же, когда он хотел бы помочь, между ними лежит бездна, которую перейти невозможно. Это — решающая разница.
Если бы на этом закончить проповедь, она была бы лишь нравоучением. Более того, это звучало бы как проклятие безжалостным, как не Евангелие, а возмездие, как угроза, прикрытая именем Благой вести.
Но всё же — это есть Евангелие.
Почему? Потому что есть Тот, кто перешёл через эту бездну, от которой плакал богач, — Тот, кто пришёл к нам с другой стороны.
Есть Тот, кто преодолел бесконечную пропасть между Богом и человеком, между Творцом и Его творением.
И именно Он — рассказчик этой притчи о богаче и Лазаре.
Мы должны познать любовь Божию, явленную в Единородном Сыне Божием, Иисусе Христе. Этот Господь взял на Себя все наши беды и страдания, кроме самого греха. Наши беды — следствие наших грехов, но Его страдание было следствием любви.
Будучи Богом, Он отказался от Своего блаженства и взял на Себя наши страдания, чтобы перевести нас из несчастья в блаженство, из смерти в жизнь. Он вышел из славы Божией и вошёл под власть смерти.
Лишь познав Его, мы, бывшие безжалостными, можем узнать, что такое настоящая любовь.
Как говорит святой апостол Иоанн:
«Мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас».