Матфей 18:23-35. 2024/09/08. Осакская церковь
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Наступило время расчетов, и царь потребовал от одного из своих слуг вернуть долг. Долг составлял десять тысяч талантов. Это огромная сумма, которая просто ошеломляет. Эквивалент зарплаты за 160 тысяч лет работы для одного рабочего. В астрономическом смысле, такая сумма просто не может быть возвращена. Этим огромным долгом Иисус показал тяжесть греха человека перед Богом, накопленного с момента Адама и Евы. Человек уже не может искупить этот грех своими собственными силами. Слуга царя, конечно, тоже не смог бы вернуть долг. Тогда царь приказал продать имущество слуги, самого слугу, его жену и детей в рабство, чтобы таким образом погасить долг. Но даже этого не хватило бы для возврата столь огромного долга… Однако для слуги, который любил свою семью, это был невыносимый приговор. Он пал ниц и просил отсрочки, обещая невозможное. И царь, вместо того чтобы разгневаться на его неискренность, сжалился над ним. И простил его, отменив весь долг.
Что же сделал этот прощенный слуга?
Возвращаясь домой, он встретил друга, который был должен ему сто динариев — сумма ничтожная по сравнению с тем, что царь простил ему. Однако слуга схватил друга за горло и потребовал возврата долга. Даже когда друг упал перед ним и просил отсрочки, он не простил его и посадил в тюрьму. Наша жестокость заключается в том, что, не прощая других, мы замыкаем людей в страданиях, подобно тому, как слуга не смог простить друга и закрыл его в темнице. Услышав это, царь разгневался и сказал: «Не следовало ли тебе, как я помиловал тебя, помиловать твоего товарища?» И, разгневавшись, царь приказал посадить его в тюрьму.
Таким образом, история завершилась вполне по справедливости, как в наших любимых драмах, где добро побеждает зло.
Однако если мы будем аплодировать такому завершению, мы лишь огорчим Бога еще больше. Подобно тому, как этот жестокий слуга не понял настоящую любовь Бога, мы, аплодируя наказанию, также не понимаем печали Бога. Мы забываем о своей греховности и о великой милости Бога, которая была явлена в Иисусе, пожертвовавшем Собой на кресте. Мы судим других, чувствуем себя на стороне справедливости, и, подобно этому слуге, торжествуем, когда наказываются «плохие люди», возлагая на них «крест» праведности.
Христос завершает эту притчу словами: «Если вы не простите сердцем брату своему, то и Отец Мой небесный не простит вас».
На первый взгляд, это звучит как условие, что прощение от Бога зависит от нашего прощения других. Но на самом деле, это не так. Скорее, это учение о том, что, открывая свои сердца бесконечному прощению и любви Бога, принимая это с радостью и благодарностью, мы постепенно становимся способными прощать ближних. Прощение — это и есть само Божье прощение. Иисус в притче говорит о том, что слуга был посажен в тюрьму. Но это не царь посадил его в тюрьму. Слуга сам заключил себя в тюрьму, не приняв любви Бога и не простив ближнего, не поняв печали Бога о тех, кто не может простить. Иисус не успокаивал Божий гнев на кресте, а, скорее, своим бескрайним состраданием и любовью успокоил печаль Бога.
Слова Иисуса «если не простишь, не будешь прощен» — это не угроза, а поддержка Господа, дарующая нам мужество прощать и радость от того, что Бог прощает нас.